Рынок ОСАГО подвержен влиянию самых разных трендов - от пандемии до появления на дорогах китайских автомобилей. Директор Департамента розничного страхования САО "РЕСО-Гарантия" рассказал в своем интервью, почему страховщик много лет последовательно выступает за полную свободу тарифа и минимальные ограничения по покрытию.
ССТ: Что собой сейчас представляет рынок ОСАГО?
Дмитрий Трошин: 2023 год ознаменовался ростом рынка ОСАГО на 19 %. Это, прежде всего, было связано с серьезным расширением тарифного коридора в сентябре 2022 года. А вот роста количества заключенных договоров за последние годы, к сожалению, не наблюдается. Новых машин продается меньше, старые машины выбывают из эксплуатации. Кроме того, в ряде регионов растет число автолюбителей, которые ездят без полисов ОСАГО, продолжая относиться к страхованию своей ответственности как к формальной бумажке, которая нужна только для постановки автомобиля на учет.
В первом полугодии 2024 года рост рынка по сбору премий составил всего 2 % к прошлому году. Это показатель того, что все возможности роста уже исчерпаны. Многие компании стоят на максимальных базовых ставках или близких к ним, исходя из справедливой оценки стоимости риска.
Никто не отменял рост стоимости автозапчастей в справочнике Единой методики. Да, в некоторых ситуациях мы видим снижение стоимости запасных частей. Например, мы были очень обрадованы изменениям по ценам в Единой методике, которые произошли на Дальнем Востоке. Но в целом рост средней выплаты значительно обгоняет рост средней премии.
ССТ: Как за последние годы меняется частотность аварий?
Д. Т.: В пандемию частотность аварий серьезно упала. Но к концу 2021 - началу 2022 года она начала восстанавливаться, возросла интенсивность дорожного движения. В 2022 году мы снова наблюдали падение частотности аварий во всех моторных видах. Очевидно, автолюбители беспокоились, что в результате повреждения автомобиля они не смогут найти запчасти и в разумные сроки починить свой автомобиль.
Но с тех пор прошло почти два года. У многих наших граждан появилось ложное ощущение доступности быстрого и качественного ремонта.
ССТ: Это иллюзия?
Д. Т.: Усложнились логистические пути. Сроки ремонта остаются большими, особенно по редким машинам. Сложности наблюдаются с автомобилями американского производства и со многими европейскими марками, особенно с моделями высших ценовых категорий. По массовым маркам ремонт, конечно, производить попроще.
Кроме того, сейчас на российских дорогах порядка 6-7 % китайских автомобилей. Они потеснили все марки не только легкового, но и в сегменте коммерческого и грузового транспорта, уверенно конкурируя с российскими автопроизводителями. Китайские производители поставляют все новые и новые марки в дилерские центры, однако запчасти к ним начинают появляться только через какое-то время. Кроме того, не для всех этих автомобилей есть точные инструкции от изготовителя по ремонту. Станциям технического обслуживания порой приходится методом проб и ошибок подбирать запчасти и смотреть, что можно поменять, а что отремонтировать. Не думаю, что в этой ситуации страдает качество, но точно затягиваются сроки ремонта.
Мы сталкиваемся и с тем, что у китайских автомобилей предусмотрена крупноузловая замена агрегатов. Это дороже, поэтому толкает вверх тарифы по каско и ОСАГО и влияет на стоимость обычного техобслуживания.
ССТ: Как клиенты относятся к ремонту неоригинальными запчастями?
Д. Т.: В последнее время все спокойнее относятся к использованию при ремонте неоригинальных деталей (чаще всего речь о стеклах) и не хотят ждать несколько месяцев запчасти ради фирменного штампа на них. Но мы всегда стараемся работать с оригинальными запчастями и предлагаем альтернативный вариант, только если для клиента критичны сроки ремонта.
В 2014 году в каско частотность была 100 %: каждый страхователь считал хорошим тоном заявить хотя бы стекло или царапину и таким образом "отбить" затраты на полис. Однако отношение к страхованию все-таки изменилось. В 2021-2022 годах частотность снизилась до 22-23 %. Клиенты чаще используют франшизу. На рынке появилось множество усеченных программ - человек хочет застраховаться именно от непредвиденных обстоятельств, а не от мелких царапин и сколов. Это позволило нам за 10 лет существенно снизить тарифы: в среднем с 5 до 2,5 % по каско.
ССТ: Как сейчас развиваются каналы продаж?
Д. Т.: Сегодня конкуренция на рынке обостряется из-за наступления маркетплейсов, хотя еще 3-4 года назад никто не верил, что они займут 10 % рынка ОСАГО. Поскольку пока потребительские свойства продукта одинаковы для клиента вне зависимости от компании, то многие выбирают полис ОСАГО именно по цене.
Мы долгое время не заходили в агрегаторы, однако в 2023 году начали с ними работу. В новом бизнесе ОСАГО физлиц около 13 % премий нам приносят маркетплейсы. Но агентский канал остается на первом месте. Мы - агентская компания, более 2/3 премий по ОСАГО собирают наши агенты.
Агент - это не просто продавец, который выписывает полисы, а страховой консультант. Он может комплексно обслуживать своего клиента, предлагает разные страховые программы, помогает при урегулировании. Считается, что ОСАГО для агента - продукт, с которого он может начать знакомство с клиентом. Однако, учитывая активное развитие маркетплейсов на рынке ОСАГО, мы хотим перевернуть концепцию: основной продукт - это добровольный вид страхования, а ОСАГО - это уже кросс-продажа к нему. В противном случае у агента не создается долговременной связи со своим клиентом.
ССТ: Много ли ваших клиентов ушло на маркетплейсы?
Д. Т.: Оказалось, это разные категории клиентов. Одни хотят общаться с живым человеком и не готовы менять свои привычки, а другие предпочитают цифровые сервисы. Выйдя на агрегаторы, мы благодаря известности нашего бренда не потеряли, а приобрели клиентов за счет любителей цифровых технологий. Наша доля продаж в агентском сегменте при этом не упала.
ССТ: Нужно ли дальнейшее расширение тарифного коридора по ОСАГО?
Д. Т.: Решение о расширении тарифного коридора находится в компетенции Банка России. Но мы видим в этом необходимость, в том числе, для последующей либерализации тарифа по ОСАГО. Много лет наша компания выступает за полную свободу тарифа и минимальные ограничения по покрытию, которое страховщик может расширять. Таким образом мы сможем сделать свой продукт ОСАГО интереснее для клиентов и для агентской сети.
Лимит был расширен до 400 тыс. руб. уже давно. Автомобили с тех пор более чем в два раза выросли в цене. Стоимость запчастей тоже растет. Соответственно, для сохранения социальной функции ОСАГО в ближайшие годы может потребоваться увеличение и лимита ответственности. Но это невозможно без расширения ценового коридора, иначе мы не сможем рассчитать тарифы таким образом, чтобы баланс был положительным.
ССТ: Добровольное страхование автогражданской ответственности не решает этих задач?
Д. Т.: Агенты его предлагают. Но вопрос в том, что взыскивать с автолюбителей, которые игнорируют закон об ОСАГО, через суд долго и сложно. При крупных убытках - еще сложнее. И чтобы соблюдать права всех автолюбителей страны, нужно думать о либерализации ОСАГО и увеличении лимита.
Сейчас появилась возможность урегулирования ОСАГО через госуслуги, оформление европротокола как на бумаге, так и через приложение с фотофиксацией. Упрощение документооборота в части заявления убытка приводит к тому, что потерпевшая сторона в случае недостаточной выплаты, ограниченной лимитом, может легко собрать необходимый пакет документов и обратиться за взысканием сверх лимита к виновнику.
ССТ: Короткие полисы ОСАГО будут популярны?
Д. Т.: Короткие полисы приобретают те, кто эксплуатирует авто ограниченное число дней в году. Но мы не видим значительного влияния этих полисов на общий рынок - их количество довольно небольшое.
Мы стараемся продавать длинные полисы страхования каско и имущества физлиц, потому что неизбежно будут возникать споры о моменте наступления страхового случая. Человек платит страховую премию за то, что ему представляется опасным, но упускает какие-то низкочастотные события, которые могут произойти и неминуемо приведут к негативной реакции, так как ему будет отказано в страховой выплате. Это, кстати, о том, почему мы не в восторге от полисов каско с ограниченным покрытием.
Повышая страховую культуру, мы понимаем, что в ОСАГО и дальше будет расти доля маркетплейсов - там стандартную страховую защиту клиент будет выбирать самостоятельно. Но в остальных случаях ему нужна помощь страховых консультантов, чтобы понимать, какие риски покрываются, а какие нет. Например, сейчас на рынке широко представлены урезанные покрытия по каско. При этом, если раньше покрытие уменьшали через применение франшизы, то сейчас предлагается страхование на случай полной конструктивной гибели и угона. Но в случае ДТП клиент не может оценить, это полная конструктивная гибель или нет. И здесь возникает много споров. Мы пропагандируем более простые условия, более широкое покрытие и качественное объяснение агентами всех деталей договора.
ССТ: Говорят, что в Новый год все мечты сбываются. У вас есть страховые мечты?
Д. Т.: Хотелось бы, чтобы страхование было массовым не только там, где оно обязательно. Для этого нужно повышать финансовую грамотность, чтобы клиенты задумывались не только об исполнении норм закона, но и о своем будущем, не полагаясь на авось.
https://consult-cct.ru/osago-zhazhdet-svobody